Когда в октябре 2011 года на Близзконе было анонсировано дополнение Mists of Pandaria, многие сначала подумали, что Крис Метцен решил пошутить, но подробностей было достаточно много, чтобы признать, что это вовсе не опоздавший на полгода первоапрельский прикол. Не все игроки World of Warcraft были довольны последним на тот момент «экспаншеном» – Cataclysm, – на рынок выходили новые многообещающие AAA-проекты, и анонс весьма спорных пандаренов казался первым гвоздем в крышку гроба пожилого короля MMORPG – WoW. Но так ли это?С каждой новой подробностью любители покричать «ВоВ не торт!» все громче подавали голос и потирали ручки, указывая очередного «убийцу WoW» в зависимости от личных предпочтений, а «оказуалили!!!» срывалось с уст даже не особо-то хардкордных игроков. Но вот наконец-то «Туманы Пандарии» вышли, и можно смело взглянуть на них и решить, достойным ли получилось дополнение или Blizzard действительно перестали делать хорошие игры.
Первый взгляд сквозь туман
Пандария, скрытая туманами, долгие годы была вдалеке от основных конфликтов Азерота. Пока остальные расы сражались с Плетью, демонами и Смертокрылом, пятнистые мишки мирно взращивали тыкву и репу (без ГМО!), занимались духовным самосовершенствованием и изобретением новых сортов пива. Пожалуй, «Туманы Пандарии» – это первое дополнение, где вы не оказываетесь в самом разгаре войны с жестоким врагом, едва только ступив на новую землю. Насколько недружелюбными были Запределье и Нордскол, настолько же мирной стала Пандария. Любителям эпичности это может не понравиться. Большим минусом, особенно для отечественного игрока, могла бы стать стилистика Пандарии – пагоды, сакура и китайские драконы набили оскомину в огромном количестве низкокачественных корейских и китайских MMORPG. Но даже восточная тематика у дизайнеров Blizzard вышла с фирменным стилем – большое внимание к деталям и продуманность локаций не дают забыть, что вы играете все же в великий World of Warcraft, а не в очередную «корейщину». А после огненных просторов Катаклизма и снежных пустынь Нордскола яркие краски лесов и лугов Пандарии выглядят очень приятно. Графику еще немножко «подпилили», но фирменный стиль WoW никуда не делся, так что любителям кукольных лиц и бронелифчиков все еще не сюда.Выходящие проекты пытаются удивить игрока, дать ему то, чего нет в других играх – нонтаргет систему или отсутствие квестов. WoW остается верен традициям, не меняя того, что работало долгие годы. Так что в «Mists of Pandaria» не увидишь чего-то принципиально другого, все те же квесты (интересные и не очень), сюжет с изрядной долей юмора и щепоткой эпичности, подземелья, рейды, поля сражений и арены. Пандария, в основном, – большой кусок контента для исследования, без ненужных революций, качественный и интересный.Добавлено 8 новых зон (одна низкоуровневая, стартовая для пандаренов, и 7 – для персонажей 85+ уровней), вот только летать над «островом туманов» можно будет лишь по достижению нового «капа» – 90-го уровня. Девять новых подземелий на 5 человек, три из которых – переделанные версии старых (Залы Алого ордена, Монастырь Алого ордена и Некроситет). Три новых рейда будут открываться постепенно в течение месяца, сначала появятся нормал-версии, затем – усложненный вариант. Для любителей PvP тоже есть свежий контент: два новых поля битвы и одна арена. Разумеется, не обошлось без новых достижений, петов, маунтов, фракций, жаждущих выдать вам пачку ежедневных квестов на прокачку репутации у них, новые рецепты для профессий и прочее, прочее.
Пандарен и монах – гармония лотоса
Добавлена новая раса, пандарен, и новый класс, монах. Уникальным можно назвать то, что медведи не выбирают фракцию при создании персонажа, и принять решение, к кому присоединиться – к Орде или Альянсу – им предлагают по ходу сюжета, где-то на 12-м уровне. Ход достаточно спорный, вызывает определенные трудности. К примеру, новоиспеченная панда не может пользоваться почтовым ящиком (а значит, и наследуемой экипировкой) и «шепотом» вне стартовой локации, вступить в гильдию, ну и вернуться на остров после того, как покинет его (в любом случае, пока не достигнет 85-го уровня).Монах же представляет собой бойца ближнего боя, который по разнообразию ролей сравним с паладином: танк, damage dealer и лекарь, в зависимости от специализации. «Монк» может использовать «стойки», как и воин, усиливая боевые, защитные или лекарские способности. Специализации различаются используемой энергией, к примеру, только у монахов-«хилеров» есть мана. У них же есть интересная особенность – многие умения требуют от игрока нахождения в ближнем бою, т.к. лечение срабатывает от авто-атаки. Другие классы тоже претерпели множество изменений, к примеру, три специализации чернокнижников наконец-то стали действительно разными, а у шаманов многие тотемы преобразовали в ауры, тогда как у паладинов, наоборот, ауры отобрали.
Новые таланты талантливее некуда
Еще ни разу система «талантов» не менялась настолько сильно. Недрогнувшей рукой Blizzard вырвала привычное дерево «перков», позволив игрокам просто выбирать одну из трех новых способностей раз в 15 уровней. Менять же таланты теперь можно на лету, единственное ограничение – в этот момент нужно быть не в бою. Наиболее полезным это будет, конечно же, в рейдах, где от выбора тех или иных перков может зависить тактика. Так же есть способности, очень полезные в ПвП. Кто-то может сказать, что теперь персонажи одного класса будут абсолютно одинаковыми, но на самом деле так было и до изменения системы талантов: 1-2 билда, имеющих право на жизнь, без особых вариаций. Теперь же вам хотя бы придется прикидывать, какая из ваших способностей будет удачнее в том или ином бою.
Казуальность высшей пробы
Пожалуй, самыми спорными и, одновременно, самыми интересными нововведениями можно назвать систему Земледелия и Битвы питомцев. Пока что получить во владение собственный домик в World of Warcraft у вас не выйдет, зато можно заиметь небольшой участок земли с сараем и выращивать на нем растения, которые дают вам не только реагенты для кулинарии, но и ткань, кожу и руду (!), а также наиболее ценные частицы гармонии. Профессии «Земледелие» как таковой в игре не появилось, но сбор растений и выполнение определенных квестов прокачивает вашу репутацию у фракции земледельцев, открывая доступ к новым семенам, предметам-украшениям для фермы и прочим приятным фишкам. Причем есть несколько NPC-землепашцев, с которыми можно подружиться отдельно, ежедневно одаривая их какими-то предметами с фермы, и так тоже можно получить украшательные и функциональные улучшения. Выращивать растения несложно – это скорее похоже на мини-игры, коих много в новом дополнении, а выгоду они могут принести немалую. Вы просто сажаете семечко в землю (количество доступных грядок зависит от уровня вашей репутации у фракции фермеров), при необходимости поливаете, либо выпалываете сорняки, а через сутки собираете урожай. Впрочем, если от всяких «веселых ферм» вас воротит, попробуйте Битвы питомцев!Коллекционеры петов наконец-то могут с чистой совестью использовать лозунг «Собери их всех!», ведь питомцы теперь могут сражаться друг с другом и повышать свой уровень, точно как в известных всем «Покемонах». Способности ручных зверьков, принадлежность к определенному «типу», каждый из которых имеет плюсы против одних типов и минусы против других, прокачка полюбившейся команды, дуэли петов и ловля редких экземпляров по всему миру – все это есть в новой системе питомцев в World of Warcraft. Специальный значок на мини-карте отмечает, где вы можете найти дикого звереныша и вступить с ним в бой. Выглядит это как самый настоящий файтинг, с видом сбоку, полосками жизни и панелью способностей вашего «покемона» внизу. Ну а самое запоминающееся – музыка из стратегии Warcraft во время боев. Любители хардкора могут вертеть пальцем у виска и хвататься за головы, но подобные мини-игры существенно разнообразят игровой процесс и, возможно, удержат в игре тех, кто устал от круговорота «прокачка-героики-рейды-фарм».
Коротко о новом
Кроме вышеупомянутых нововведений, в игре изменилось немало. В очередной раз подпилили интерфейс, еще больше приблизившись к идеалу, хотя любители аддонов все равно все переделают и перекроят.Добавлена система сценариев, представляющая собой то ли чуть уменьшенное подземелье (в сценариях принимает участие три игрока), то ли увеличенный групповой квест (обычно в сценариях красиво рассказывается тот или иной сюжет богатого на события мира WoW). К тому же, в них не требуется наличие танка и лекаря, так что для того, чтобы весело и интересно провести время с друзьями, сценарии подойдут как нельзя лучше.В подземельях же добавлен «режим испытания», когда вы должны не просто убить всех боссов, но и сделать это быстро. Чем быстрее справитесь, тем больше награда и, разумеется, толще пачка связанных с этим режимом достижений.
Брать или не брать, вот в чем вопрос?
Blizzard постаралась на славу, и дополнение совсем не выглядит «гвоздем в крышке гроба», но и революцией тоже не является. Добротное дополнение, которое и можно было ожидать от компании, с достаточным количеством и нового контента, и новых фишек, и изменений в балансе. Конечно, не обошлось без огрехов, багов и недоделок, но патчами все поправится. А там и до крупных контент-апдейтов недалеко. Подводя итог, можно сказать одну фразу: «Это все тот же World of Warcraft». Если вы не устали от WoW-а, не хотите чего-то принципиально нового, то дополнение вам понравится. Так же выход дополнения – неплохая причина начать играть снова, ведь все стартуют в равных условиях, а прокачка с нуля до 85-го занимает не больше пары недель. Мир Военного Ремесла не стал проще, но, неспешно развиваясь, он стал еще чуть приятнее и удобнее. И если вы не пандоненавистник, а World of Warcraft для вас не пустой звук, то Mists of Pandaria вполне стоит посмотреть. А там, как всегда, затянет.